-судоводитель не проверил перед выходом в плавание техническое состояние маломерного судна,
-судно вышло в плавание при неблагоприятных погодных условиях либо в район плавания, для которого данный водный транспорт не предназначен,
-судно попало в аварию по вине другого недобросовестного судоводителя и др.
Периодически в СМИ появляются заметки о возгораниях на частных небольших судах, завершившиеся затоплением маломерного судна и гибелью находящихся на нем людей.
Так, 22 мая 2015 года на водохранилище города Воронеж произошла авария: прогулочный катер «Теулис-215» врезался в опору железнодорожного моста и загорелся. Судно ушло на дно всего в 10 метрах от берега. На его борту находилось трое мужчин, которые в результате этой аварии погибли.
Случаются возгорания судов, при которых обходится без человеческих жертв. Такое происшествие было зафиксировано 25 июня 2022 на акватории реки Волга в Заволжском районе. Площадь пожара на катере составила около 12 кв.м. К счастью, все люди, находящиеся на судне смогли самостоятельно покинуть катер, однако судно сгорело полностью.
Возгорания на маломерных моторных судах возникают также и по следующей причине: некоторые модели маломерных судов оснащены электрической системой, стационарным или подвесным двигателем, а также камбуз с электрической или даже газовой плитой. Именно на камбузе рекомендуется хранить кошму (полотно, которое накидывают на горящий предмет с целью перекрытия кислорода) и огнетушитель (порошковый или газовый).
В процессе проверки теоретических знаний при прохождении аттестации судоводителям нередко выпадает вопрос: «В каком случае на маломерном судне, длиной до 6 метров должен быть установлен огнетушитель?» Ответ на него Вы, наверняка, знаете: во всех случаях.
К слову о сроках годности огнетушителей: их также важно отслеживать!
Если Ваше маломерное судно оборудовано электросетью, то необходимо придерживаться следующего принципа: один штепсель на розетку. В случае возгорания на таком маломерном судне, в первую очередь следует обесточить аварийное помещение и находящееся в нем оборудование.
Зачастую источником пожара являются оголенные провода, работающие электроприборы и различные обогреватели. Ивановское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области рекомендует судоводителям регулярно просматривать кабель-каналы, провода и трубопроводы катера. На судне от вибрации они изнашиваются быстрее, чем в здании, причем, в самых неожиданных местах.
Приобретя в собственность моторный катер, внимательно изучите техническую документацию на него:
-уточните для себя – из какого материала оно построено: горючего либо же негорючего материала;
- выясните, предусмотрена ли автоматическая система пожаротушения и установлена ли она заводом-изготовителем на Вашем судне;
- как и где расположены топливные баки и аккумуляторные батареи, так как они – потенциальный источник мощного возгорания,
- предусмотрена ли вентиляция в вышеуказанных отсеках, так как именно хорошая вентиляция при зарядке аккумуляторных батарей обеспечивает предотвращение взрыва на маломерном судне. В каждом машинном отделении катера должна быть предусмотрена система вентиляции отсека.
Обязательно соблюдайте технический регламент обслуживания. Положено делать техобслуживание – делайте!
Перед выходом в плавание судоводитель обязан провести инструктаж членов экипажа и пассажиров о мерах пожарной безопасности на судне. Например: показать расположение спасательных средств и огнетушителей на судне, а также рассказать о необходимых действиях в случае возгорания на судне:
- если человек оказался в задымленном помещении ему необходимо присесть, так как у палубы воздух более чистый и покинуть помещение;
- при возгорании во внутренних помещениях на судне необходимо закрыть люки, двери и иллюминаторы, чтобы прекратить доступ воздуха к очагу пожара,
- напомнить телефон вызова экстренных служб «112».
Что делать, если на маломерном судне произошло возгорание?
- Действуйте быстро! Небольшое возгорание можно затушить. Однако,
если этого не сделать, - возгорание перерастет в пожар.
- Подайте сигнал бедствия по установленным каналам связи.
- Тушите пожар огнетушителем или пожарной кошмой.
- Разверните судно таким образом, чтобы дым и огонь сдувало за борт, а не тянуло ветром по судну. Если берег не далеко – направляйте судно к берегу. Это обеспечит эвакуацию людей и убережет судно от затопления.
- В случае пожара на маломерном судне, находящемся на значительном отдалении от берега, необходимо раздать людям спасательные жилеты, разместить их как можно дальше от огня и подавать сигнал бедствия.